В ходе эксплуатации силовых трансформаторов неизбежно возникают различные повреждения, которые могут нарушать нормальный режим работы оборудования. С одними дефектами агрегаты могут продолжать функционирование, тогда как другие приводят к их полному отключению. В любом случае необходимо оперативное проведение ремонта, который позволит избежать серьезной аварии и привести к еще более сложным повреждениям. При этом важно не только определить характер дефекта, но и причины его появления.
Магнитопровод является ключевым компонентом силового трансформатора. Основной причиной, которая может вывести его из строя, считается перегрев. Высокая температура разрушает лаковую пленку и приводит к спеканию стальных листов. Также повреждения данного устройства могут быть спровоцированы образованием короткозамкнутых контуров, замыкающих отдельные участки магнитопровода между собой, и разрушением изоляции шпилек.
Основной причиной нарушения целостности главной изоляции является ее чрезмерное увлажнение под воздействием повышенной влажности. Также возможно механическое разрушение при наличии в ее структуре мелких изъянов. Многие сухие трансформаторы с литой изоляцией мощностью более 220 кВ часто сталкиваются с проблемой «ползущего разряда». Данное явление заключается в разрушении изолирующего слоя локальными разрядами, которые возникают и распространяются под воздействием высокого рабочего напряжения. Витковая изоляция получает повреждения в ходе коротких замыканий или протечек масляных каналов.
Неисправность ПБВ обычно связана с нарушением контакта между токоведущими стержнями и подвижными кольцами. Его причиной может быть как образование оксидной пленки на поверхности контактирующих элементов, так и снижение давления. У более сложных по строению регуляторов РПН повреждения обычно возникают вследствие подгара контактов, снижения прочности стальных деталей, износа бумажно-бакелитового вала или заклинивания контакторов.
Главная причина выход из строя этих устройств заключается в переувлажнении бумажной основы, которое может возникать в результате неаккуратной доливки масла или разрушения уплотнителей. Фарфоровые вводы обычно получают повреждения при перегреве контактов в токоведущих шпильках или в месте соединения с наружными шинами.
Эффективным способом быстрого обнаружения неисправностей является использование релейных средств защиты. Также в этом помогут регулярный осмотр трансформаторов и своевременное ТО.